Разработка профессиональных рисков.
На каждого работодателя возложена обязанность по управлению профессиональными рисками в области охраны труда. Тем, кто в настоящее время ожидает плановые проверки инспекции Роструда, и кому грозят внеплановые проверки по любому из оснований, необходимо уже сегодня не только разработать порядок оценки этих рисков, но и реализовать план по минимизации риска. В статье мы расскажем, как провести оценку профрисков на конкретном предприятии. Система управления профессиональными рисками на предприятии: правовая основа Давайте разберёмся, для чего нужна оценка профрисков на предприятии, по каким регламентам её проводить, и можно ли избежать этой процедуры. Основной задачей внедрения и функционирования системы управления охраной труда является переход от реагирования на несчастные случае и профессиональные заболевания к системе оценки и управления профессиональными рисками в организации, а именно повреждения здоровья работников. Принципами оценки риска являются следующие положения: Приоритет жизни и здоровья человека перед получением экономическими результатами. Управление профессиональными рисками учитывает опыт прошлого, управляет текущей деятельностью работодателя, и прогнозирует будущее. Все оценённые профессиональные риски подлежат учёту, управлению и контролю. Оценка профриска риска является частью системы управления охраной труда и позволяет ответить на следующие основные вопросы: -какие события могут произойти и их причина (идентификация опасных событий); -каковы последствия этих событий; -какова вероятность их возникновения; -какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций. На сегодняшний день нет ни одного нормативного правового акта, прошедшего регистрацию в Минюсте России, регламентирующего процедуру оценки профрисков. В статьях 209 и 212 статьях Трудового кодекса Российской Федерации содержится базовое требование по проведению этих мероприятий, без практической конкретики и руководства к действию. В ближайшие годы нормативные правовые акты по оценке рисков будут утверждены и зарегистрированы. Однако оштрафовать работодателя могут уже при ближайшей проверке! Поэтому работодатель должен внедрить порядок оценки рисков, но делать это нужно в рамках функционирования системы управления охраной труда, и не разрабатывать отдельные документы, не связанный с Положением о СУОТ. В противном случае возникает более чем явная угроза привлечения к ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Ответственность по данной статье возникает, если работодатели не выполняют требования трудового законодательства в области охраны труда. Организация проведения оценки профрисков На законодательном уровне не утверждены инструменты для выявления опасностей, оценке уровня рисков, работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению в зависимости от особенностей своей экономической деятельности и сложности производственных процессов. Можно применять также методические рекомендации по принципам и методам оценки, оформленные в форме национальных стандартов. А также работодатель должен сам определить для себя, кому поручить эту работу — доверить оценку профрисков экспертам сторонней организации, или самостоятельно выявить опасности и разработать мероприятия по их снижению. Что должен помнить работодатель об оценке профрисков Оценку профессиональных рисков необходимо проводить в отношении всех рабочих мест, созданных у индивидуального предпринимателя или юридического лица. Работодатель исключительно самостоятельно выбирает экспертную организацию, методику оценки рисков, а также способы снижения этих рисков, и никто не может ему в этом препятствовать, кроме закона. Работодатель может провести идентификацию и оценку рисков самостоятельно, также он может сам разработать для себя методику оценку, или использовать для этого наиболее подходящие ему стандарты, отраслевые документы и другие источники. На проведение оценки профриска для офисного сотрудника не может быть оправдано повышением внимания к производственному персоналу. Это дискриминационное проявление по отношению к работникам, и не должно допускаться. Каждый работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда, а, следовательно, и о связанных с этим трудом рисков (ст. 21 ТК РФ). В этой статье указано, что не только специальная оценка условий труда является источником информации об условиях труда на рабочих местах, но и проведённая в её рамках идентификация вредных и опасных факторов может быть применена и при оценке рисков.
Уровни рисков по охране труда: порядке выявления опасностей К мероприятиям по управлению профессиональными рисками относятся: -разработка порядка оценки рисков как одного из разделов Положения о СОУТ; -выявление опасностей; -оценка уровней профессиональных рисков; -снижение уровней профессиональных рисков Алгоритм процедуры оценки рисков по шагам Шаг 1. Составляем Порядок оценки рисков. Устанавливаем периодичность и основания для переоценки рисков Документ оформляют в виде раздела Положения о СУОТ, а утверждение мероприятий по оценке оформляют в соответствии с принятой на предприятии системы документооборота. Порядок утверждает работодатель в виде локального нормативного акта (ст. 8 ТК РФ).
Шаг 2. Проводим идентификацию опасностей на всех штатных рабочих местах, и составляем перечень (реестр) опасностей организации (п. 34 Типового положения о системе управления охраной труда № 438н). Если работодатель выступает заказчиком, то он должен оказать всяческое содействие работодателю подрядной организации по проведению на его территории оценки риска, и кроме этого может провести на таких рабочих местах оценку рисков за свой счёт. Но в этом случае такая обязанность у работодателя-заказчика не возникает.
Шаг 3. Изучение результатов выявления опасностей и подбор методики оценки рисков. Процедура оценки профрисков. После того как работодатель сформирует перечень (реестр) опасностей и утвердит его, нужно будет провести оценку уровней рисков, связанных с этими выявленными опасностями. Помните, что оценка риска — процесс, объединяющий идентификацию, анализ и сравнительную оценку риска. Риск может быть оценён для всей организации, её подразделений, отдельных проектов, деятельности или конкретного опасного события. Поэтому в различных ситуациях могут быть применены различные методы оценки риска. Шаг 4. Составление плана мероприятий по исключению или снижению уровней профессиональных рисков. Исследовав результаты оценки рисков в виде проставленных степеней, можно составить план по исключению или снижению уровней рисков.
|