Thumbnail image for ~/photoDB.ashx?type_img=image_bigCA&items=5735b3f6-bd34-4d01-bcaf-f05dd585b8cd

Создание организации.

Эксперты описывают особенности создания действительно эффективной структуры общественной организации и дают полезные советы недавно созданным и действующим объединениям граждан. Создание структуры общественной организации (далее — ОО) происходит на начальном этапе создания, регистрации организации и утверждения её устава.

Однако действительно эффективная структура общественной организации строится непосредственно во время деятельности, а поэтому тематика этой статьи одинаково интересна как для недавно созданных ОО, так и ОО с многолетним опытом деятельности. Понятие эффективная структура общественной организации следует понимать как взаимосвязь составных частей ОО, благодаря которому обеспечивается результативное выполнение задач и достижение целей общественной организации путём наиболее плодотворной реализаций её членами и структурными подразделениями своих функций.

Создание эффективной структуры общественной организации даёт возможность обеспечивать контроль за деятельностью сотрудников. Основными характеристиками структуры организации служит разделение на определённые структурные элементы, подотчётность и подчинённость.

Следует помнить, что любая организация эффективно не будет работать, если в ней не будет чёткого распределения обязанностей и ответственности. Условно можно разделить структуры ОО на демократические и авторитарные, и оба этих типа имеют право на существование. Во многих случаях чётко построенная вертикальная система управления, которая имеет черты авторитарности, будет более результативной.

Концентрация полномочий в руках руководителя ОО и его ближайшего окружения позволяет быстро принимать решения и воплощать их, а также точно определить, кто конкретно несёт ответственность за каждое из этих решений.

В демократических организациях должна быть изначально построена система сдержек и противовесов между различными руководящими органами, чтобы единоличный руководитель или один из коллегиальных органов не осуществил нелегитимно захвата власти в уже действующей и известной организации.

Определённые элементы структуры ОО являются обязательными, то есть предусмотрены законодательством Российской Федерации. Сведения о них должны содержаться в уставе. Законодательство позволяет предоставить такому органу любое другое название (следует только прописать в уставе, что именно этот орган является высшим органом управления). Советуем помнить, что при выборе названия этому органу необходимо разобраться в её этимологии и содержании.

Например, термин консилиум неуместен для наименования органа управления общественной организации. В уставе следует чётко определять порядок созыва и создания высшего органа управления, его компетенцию, состав.

Порядок созыва и проведения съезда влияет на демократичность или авторитарность процессов в организации и взаимосвязаны с ним. Съезд может состоять непосредственно из членов организации или их представителей (делегатов). Организациям с количеством членов в 100 человек подходит первый вариант, а большим организациям — второй. При создании организации следует предусмотреть потенциал её роста, чтобы не столкнуться с проблемами в сборе кворума из значительного количества членов.

Порядок избрания делегатов должен быть определён в уставе. Число делегатов может быть фиксированным (например, по 3 от каждой ячейки) или нефиксированным (пропорционально количеству членов или других показателей). Он может быть также детализирован в решениях постояннодействующего руководящего коллегиального органа. Члены общественной организации.

Эффективность структуры ОО находится в прямой зависимости от чёткого определения: кто может быть её членами, какие требования относятся к членам, каков порядок приобретения и либо прекращения членства. Члены общественной организации – являются первичным важнейшим организационным звеном деятельности ОО. Таким образом, следует предотвратить такие, казалось бы, возможные технические проблемы, когда непонятно, кому подавать заявку на вступление в ОО, как быстро должно приниматься решение о принятии в члены, где хранятся данные о членах и тому подобное.

Базы данных членов организации являются ценным объектом интеллектуальной собственности, а также защищаются законодательством о защите персональных данных, поэтому доступ к ним должны иметь только самые ответственные активисты или работники.

Права и обязанности членов, порядок вступления, выхода и исключения из организации должны быть чётко определены. Можно предположить после подачи заявления:

1) автоматическое вступление

2) введение по решению одного из руководящих органов

3) вступление по представлению одного из органов к другому.

Члены могут быть индивидуальные и коллективные (например, по действующему закону — коллективы предприятий, организаций, а фактически чаще всего — иные общественные организации). Члены, соответственно, могут быть полные и ассоциированные.

Таким образом, в уставе может быть предусмотрено ассоциированное членство (на определённый срок, принятие по особой процедуре, отсутствие права голоса на заседаниях органов управления и т. п.), а также полноправное, предусматривающее бессрочность, широкий круг прав и обязанностей (например, полные члены обладают избирательными правами и платят членские взносы, а ассоциированные — принимают участие в деятельности организации без обязанностей и без избирательных прав).

Следует отметить также что в действующем законе определено, что общественные организации могут на самом деле не иметь реального фиксированного индивидуального членства. Дело в том, что в функционировании общественных организаций в случаях, которые предусмотрены их уставами, могут, соответственно, принимать участие коллективные члены.

Уполномоченными государственными органами это трактовалось так, что в общественной организации обязательно должно быть предусмотрено индивидуальное членство, но может быть и коллективное. Особым видом членства в ОО является почётное, которое тоже должно быть предусмотрено в уставе организации.

Исполнительный орган общественной организации. Этот орган является постоянно центральным органом, состав которого должен быть чётко определён в уставе. Обычно лица входят в состав исполнительного органа по должностям.

Законодательство не ограничивает в выборе названия для этого органа, однако советуем называть его максимально лаконично и отлично от названий других органов (например, в местных ячейках). Эксперты советуют, определяя состав исполнительного органа, учесть специфику деятельности организации и роль различных структурных элементов в деятельности ОО.

Представители всех значимых подразделений общественной организации должны быть в составе исполнительного органа (как с функциональной, так и с территориальной точки зрения). Может быть создан один или несколько исполнительных органов — Форум, Президиум, Совет Президентский совет, Совет глав отделений и т. д. Эти органы могут быть подчинены друг другу, или нет. Может действовать меньший орган в составе большего для оперативного решения менее значимых вопросов (например, Президентский совет по 5 человек в составе Совета организации из 25 человек). Эти органы могут по-разному формироваться: избираться на съезде полностью или частично, автоматически формироваться из руководителей отделений, секций и групп и т. д.

Руководитель общественной организации. Обычно это президент, председатель и т. д., который возглавляет исполнительный орган. В уставе должны быть безальтернативно определены полномочия, порядок назначения и освобождения от должности, срок полномочий. Необходимо определение порядка исполнения полномочий руководителя в случае его временного отсутствия или досрочного прекращения полномочий.

Объём полномочий единолично руководителя и его заместителей, порядок их назначения и увольнения напрямую связан с демократичностью или авторитарностью организации. Но лишние крайности, когда руководителя можно будет изменить по решению менее 25% членов организации (например, 50% делегатов приехали на общее собрание и 50% из прибывших проголосовали за смену руководителя), являются недопустимыми, поскольку приведут к нестабильности, внутриорганизационным конфликтам.

В демократических организациях желательно предусмотреть срок полномочий от 2 до 4 лет, поскольку меньше — слишком мало, чтобы руководитель проявил себя и ввёл желаемые изменения, а больше — он может привыкнуть к пребыванию на своей должности. Желательно предусмотреть невозможность переизбрания на третий срок подряд, ведь смена руководства — это всегда новый виток развития организации. А также в эффективной структуре общественной организации целесообразным является внедрение должности вице-президента (или другой подобной должности).

В зависимости от масштаба организации, объёма работы для руководящих органов уставом может быть предусмотрено назначение одного, двух, трёх вице-президентов или предусмотрено только наличие такой должности. Он может избираться на общем собрании, назначаться решением постояннодействующего руководящего коллегиального органа или решением Президента.

Обязательно должна быть определена процедура назначения и увольнения с этой должности, причём поскольку Вице-президент должен быть правой рукой президента, мнение последнего необходимо учитывать при определении его кандидатуры (например, выбирать из лиц, определённых по представлению Президента). Обособленные структурные подразделения. Это понятие является тождественным к понятию местные ячейки. Эффективность деятельности ОО зависит от территориального распространения такой деятельности.

Для всероссийских и международных организаций законодатель требует распространения их деятельности хотя бы на несколько непосредственных административно-территориальных единиц России. Однако, конечно, эффективная структура ОО предполагает существование ячеек во всех регионах, а желательно и областях России. Кроме того, в уставе может быть предусмотрено существование других исполнительных, управленческих органов, ревизионной комиссии и тому подобное.

Целесообразность их создания должно решаться учредителями и членами организации с учётом цели, специфики и масштабов деятельности ОО. Орган, осуществляющий организационные работы, может носить название секретариата, аппарата и т. п., должен возглавляться Президентом или Исполнительным директором и состоять из постоянных штатных работников организации. Его существование и функции в общем виде также должны быть предусмотрены в Уставе. Опыт показывает, что возложение будничной работы (электронные рассылки, переписка и т. п.) эффективно даже в небольших организациях возлагать на штатных работников, чтобы у активистов было больше времени для творческой работы на развитие организации.

Но руководящие функции этому органу передавать не желательно. Конечно, количество работников секретариата, наличие офиса и офисного оборудования зависит от развития и доходов организации. В организациях, которые стремительно развиваются, для обеспечения распределения полномочий между различными ветвями власти и предотвращения злоупотреблений со стороны руководящих органов необходима ревизионная комиссия (наблюдательный совет).

Закон не запрещает, чтобы в состав ревизионной комиссии входили члены исполнительных органов, но это противоречит логике создания такого органа и его функциям. А также могут быть созданы внутриорганизационные комиссии, комитеты, секции, форумы и другие структурные подразделения для отдельных целей. Следует отметить, что эксперты не рекомендуют обременять устав лишними разделами и положениями, которые не требует законодательство.

С другой стороны, он должен быть довольно подробным и исчерпывающим. Ведь устав — это основной документ ОО, который должен содержать общие принципы, принципы, нормы деятельности, и является открытым для ознакомления контрагентами, государственными органами и тому подобное. Но также эксперты рекомендуют принятие и утверждение отдельных положений местных ячеек, которыми бы конкретизировался порядок работы этих обособленных подразделений.

Необходимо принятие положений о членстве (о членских взносах), о комиссии и другие внутренние документы в зависимости от целей, специфики деятельности ОО. Нецелесообразно оставлять в структуре общественной организации подразделения, которые не работают, не имеют действительных работников - членов.

Это приводит к снижению эффективности структуры в целом введению пагубной практики в организации (плохой пример для других структурных подразделений). В общем, важными факторами эффективной структуры ОО также являются: - Введение определённых традиций (например, торжественное посвящение в члены ОО, совместное празднование праздников, связанных с деятельностью ОО, проведение ежегодных мероприятий, празднование годовщин создания организации и т. д.); - Создание, регистрация и использование символики ОО; - Интенсивная информационная кампания об общественной организации, создание для неё положительного имиджа.

В процессе деятельности ОО надо совершенствовать её организационную структуру, внося соответствующие изменения в устав, принимая новые внутренние документы в соответствии с потребностями организации.
© 2018–2024 Все права защищены. Телефон
Создание и продвижение сайтов: stiv.simil@mail.ru
Поможем решить ваш вопрос с не выплатами заработной платы, компенсацией за несчестный случай, восстановить на работу, наказать работодателя за нарушения прав работника и многие другие вопросы. Телефон для справок 89923058923.